Бхактипад прабху живет и проповедует в Венгрии в знаменитой на весь мир вайшнавской эко-общине Нава Враджа Дхама. В этой статье он постарался немного приоткрыть нам сокровенную науку о святых местах.


Дхамади-таттва – наука о святых местах

Дхамади-таттва – наука о святых местахБхактипад прабху:

Есть два понятия святого места на санскрите: Дхама и тиртха. Оба слова означают святое место. Давайте определим, что такое Дхама, что такое тиртха, и какая разница между ними.

Дхама – святое место, в котором Кришна проводит Свои божественные игры. Оно вечно. Иногда оно проявляется на Земле, на какой-то промежуток времени, потом уходит в непроявленное, а затем заново проявляется. Это место существует реально в Вечном Духовном Мире.

Тиртха – это место временное. Допустим, Кришна шел из Вриндавана по дороге в Матхуру и это место стало святым. Название деревни Харияна означает: здесь проходил Господь Хари.

Как может называться святым материальное место здесь в материальном мире – будь то Нава Враджа Дхама в Венгрии, или киевский храм, где 30 лет назад еще ничего не было. Какие духовные законы делают это возможным?

Дхамади-таттва – наука о святых местах

Чтобы понять природу святой Дхамы мы должны понять природу Кришны. Кришна является всепроникающим. Есть духовный мир – вечная обитель Кришны. Этот духовный мир разделяется на несколько уровней. Нижний уровень это Вайкунтха-лока. Этот уровень духовного мира заполнен планетами Вайкунтхи, где правят Вишну, инкарнации  Кришны, частично проявляющие Его качества. Там царит айшварья бхава – благоговение и почтение. Господь там почитается, как Бог.

Следующий уровень духовного мира – планеты Айодхьи. Там Рамачандра является Богом и царем. Он совершенный царь, совершенный супруг.

Самый высший уровень духовного мира – Голока Вриндавана, где Господь проявляет Себя во всей полноте. Это самый узкий круг Его приближенных, где Он уже не Бог, а маленький мальчик, шалун, который дразнит, ворует, убегает или ест землю. Это Его главный аспект, а потом уже, по совместительству, Он еще и Бог. Это называется мадхурья бхава или раса. Здесь Кришна проявляет Себя в Своей изначальной сладостной форме.

В этом бесконечном духовном мире находится покрытие, которое занимает ¼ пространства и называется материальным миром. Он создается из энергии Самого Кришны. Сам духовный мир также является энергией Кришны, неотличной от Него. Все в материальном мире создано из энергий Кришны. Святая Дхама неотлична от Кришны. Она полностью обладает теми же качествами, что и Кришна. Если Кришна всепроникающ, значит и святая Дхама всепроникающая. И Кришна настолько совершенен, насколько совершенна и святая Дхама, она неотлична от Него. Господь Чайтанья говорит: ”Как мы поклоняемся повелителю Вриндавана Кришне, насколько Кришна достоин поклонения, настолько достойна и Святая Дхама”. Поэтому где проявляется Кришна, там будет проявляться и Его святое место. Кришна проявляется в этом материальном мире со всеми Своими атрибутами: родственниками, родителями, энергиями и святой Дхамой.

Дхамади-таттва – наука о святых местах

Поскольку Кришна является всепроникающим аспектом, так же как и Вриндавана Дхама, он может проявиться в любой момент в любой точке мира. Его не ограничивает ничего. Если Он может в любой момент проявиться везде, то почему не проявляется? Почему святая Дхама проявляется только в определенных местах? Это Кришна объясняет в Бхагавад-Гите: “Паритранайа садхунам” – “Я там, где Мои преданные”. Поскольку преданные не везде находятся в материальном мире, поэтому Кришна не везде проявляется со Своей святой Дхамой. Сначала должны быть преданные, которые совершают преданное служение – они этим приглашают Кришну проявиться.